Инна Желанная: У Кадышевой и «МИРа Сибири» разные аудитории
«МИР Сибири» в поселке Шушенском стал первым местом за территорией столицы России, где прошла премьера пластической мистерии «Вилы» - проекта Инны Желанной, в котором соединяются несколько жанров и стилей: народное ансамблевое пение, электронные ритмы, танец и театр. После выступления мы поговорили с Инной о госфольклоре, сравнили европейские музыкальные фестивали с русскими, и определили, чем «МИР Сибири» лучше Анталии.
- Ваш постановщик назвал «Вилы» пластической мистерией, а с музыкальной точки зрения что это за представление?
Мы никак не характеризуем, не думаем о стилях.
- В ваших танцах параллельно текстовому содержанию рассказывается своя история. Думаете, может ли массовый зритель ее считать?
Мы не ставим цель донести до зрителя нашу историю, нам гораздо приятнее и интереснее, если зритель находит смыслы для себя. После московской премьеры ко мне подошла девушка и спросила, почему вы девочку замотали, а потом она распутывалась – это что значит? Я говорю: как вы сами думаете? Она ответила: я вижу это так, как будто вы ее убили, превратили в кокон, и из нее возрождается новая жизнь. Люди находят для себя объяснения.
- Что для вас самое сложное на выступлениях?
Хочется перестать волноваться перед концертами, потому что первые две-три песни получаются запороты напрочь. Начинается мандраж, голос дрожит, непонятно, что с этим делать, тело не слушается, гортань ходуном ходит. Это пытка. Через три песни в лучшем случае это проходит.
- Насколько много уникального фольклорного материала легло в основу?
В основе – русские народные песни. Рита и Света, два основных голоса в «Вилах», предлагали что-то, что-то я откапывала в залежах. Интернет полон песен.
- Участники группы «Якруна» говорили, что еще больше народной музыки лежит под спудом в архивах.
Да, потому что люди ездили в экспедиции, когда не было компьютеров, архивов, а сейчас это начинают расшифровывать и выкладывать. Бездонный колодец!
- Вы кажется обращались за помощью к Сергею Старостину?
У меня есть часть его архивов, мы там покопались изрядно, в «Вилах» из него нет ни одной песни.
Пользуясь случаем, скажу: в октябре этого года «Вилы» дадут в Сибири четыре концерта: в Омске, Красноярске, Иркутске и Новосибирске.
- Согласны ли вы с тем, что сегодня из общественного сознания вытесняется официальная народная музыка, прославленная Кадышевой и Бабкиной? Усилиями в числе прочего таких фестивалей, как «МИР Сибири».
Да ладно? Вашими бы устами да вытеснить уже это все наконец.
- Неужели не видите положительных изменений? Ведь столько настоящих фольклорных коллективов появилось в стране, они выходят на большую сцену. «Золотое кольцо» же забыто.
Этот процесс не взаимосвязан, они существуют сами по себе, мы сами по себе. У госфольклора тоже есть своя публика, довольно обширная. Мне кажется, мы не пересекаемся, не бодаемся.
Полный текст интервью читайте на сайте ИА "Территория культуры".
Текст Роман Минеев
Фото Артем Ленц