Your browser does not support SVG
Festival history

Festival history

2003 The WORLD of Siberia Festival traces its origins back to 2003. The first festival was held upon an initiative of Andrey Katayev and the travel agency “Sayan Ring”. That time the festival’s name was the Sayan Ring Festival and it gathered in the village of Shushenskoye more than 40 folk bands and about 7,000 spectators.
Musicians, whose creative work reflects cultural traditions of the Krasnoyarsk region, Khakassia, Tuva, Altai and Buryatia, had a perfect opportunity to announce themselves to the world.
2004 The second festival, which was held in 2004, became all-Siberian. Music bands from Omsk, Tomsk and other regions visited Shushenskoye.
From year to year, the geography of the festival has been widening and then achieved the international status.
During 2003-2004, the Chairman of the Jury was Artemy Troitsky, a journalist, music critic and producer.
2005 From 2005 to the present day Sergey Starostin, a world famous Russian folk musician, heads the Jury of the “MIRA” World Music Competition.
Sergey Starostin is a performer, Russian folk and jazz composer, collector of traditional folk instruments, and nominee of the BBC World Music Award (2003). He is a record producer of the animated feature film “Knyaz Igor” and a showrunner of the Russia-K channel TV series “Mirovaya Derevnya” (“global village”). Sergey Starostin gives lectures and masterclasses on the history and theory of Russian culture.
2006-07 In 2006 due to the lack of funding, the festival was canceled, but in 2007, it was resumed and the project acquired the international status.
For the first time winners of the festival obtained 12 bronze figurines of the World Music Award "Golden Iria".
2008 The 5th International Festival of World Music in Shushenskoye was held from July 9 to July 13, 2008. The Sayan Ring Festival celebrated its anniversary as one of the largest ethnic festivals in Russia. The founders of the project were the Ministry of Culture of the Krasnoyarsk region, the Administration of the Shushensky district and the fund "Kulturnoye naslediye Sibiri" ("Cultural heritage of Siberia").
The Sayan Ring Festival became the most significant cultural project of the Krasnoyarsk region that gave everyone an opportunity to get acquainted with traditional culture in its various manifestations.
2009 Since 2009, the festival has been developing the educational and communicative features: its program includes various masterclasses and lectures, where participants and guests can acquire new knowledge and experience through familiarity with forgotten or traditional crafts, dancing, games and rituals.
Within the festival, such traditional venues were formed: Zdravnitsa (“health resort”) - for fans of healthy living; Pavilion – a place where invited guests give fascinating lectures; Ethno Film Club – screenings of the brightest films of Russian documentarians.
2010 Since 2010, the Ministry of Culture of the Krasnoyarsk region and the Administration of the Shushensky district are the founders of the festival. The 7th International Festival of World Music “Sayan Ring” in 2010 set a record with more than a hundred performers and 30 000 spectators. World music is gaining momentum – folk dances, guttural singing, indigenous musical instruments… The Sayan Ring Festival became a platform for experiments, where performers combine jazz and folk, guttural singing and operatic arias. Little-known folk groups and stars of world music perform on one stage.
High-quality live sound is the festival’s сredo. The Russian-Dutch project "Polaris" became a highlight of the concert program. Jorge Americo, a musician from Peru, played European and Russian musical motifs with Peruvian folk instruments. Mariss Jansons, a performer from Latvia, gave one of the best performances at the festival.
2011 From 2011 to the present day, the festival is held with the support of the Ministry of Culture of the Russian Federation. The year 2011 was a landmark in the history of the festival: it moved to new creative and organizational levels.
The festival became "alcohol-free", in accordance with its mission of a large-scale event that promotes the culture of healthy recreation.
2012 The turning point for the festival was in 2012, when the owner of the Sayan Ring brand offered the government of the Krasnoyarsk region to buy out a right to hold the festival under its name. However, the festival took a different road and continued to form its own traditions as the International Festival of World Music and Crafts "WORLD of Siberia". Today the main award of the festival is the "MIRA" Award in the form of a 5-kg bronze cup on a mount made of Siberian stone pine.
Since 2012, bands and musicians, who did not pass the competitive selection and did not participate in the festival officially, could perform on the "free stage". During the festival thousands of guests could participate in a special flash mob and play boom whackers under the guidance of experienced conductors. The main prize of WORLD of Siberia Festival was awarded to the ensemble "Chirgilchin" from Tuva.
2014 In 2014, the online broadcasting became the main innovation of the festival, and was available on the festival’s official website. Forty-four nominees for the "MIRA" World Music Award were chosen from a wide variety of talented groups and soloists, who applied for participation.
In 2014, nominees represented 25 territorial entities of the Russian Federation. In addition, there were participants from Latvia and Mongolia.
2015 In order to preserve and develop national artistic crafts and decorative and applied arts, in 2015 the first "MIRA" Crafts Competition was held, and 120 craftsmen from 20 regions of Russia took part in it. The project steadily gained popularity among residents of the region and authority in the cultural sector – it received acknowledgement from the State Duma Committee on Culture of the Russian Federation, the Federal Agency for Culture and Cinematography of Russia, the Russian National House of Folk Arts, and recognition from world-famous musicians.
In 2015, the festival got the prestigious national prize in the field of event tourism – Russian Event Awards-2015, which was claimed by 104 projects from 36 regions of Russia. The International Festival of World Music and Crafts "WORLD of Siberia" won the first place in the strongest nomination "The best project in the field of promotion of national traditions and crafts". Along with, the WORLD of Siberia Festival entered the top-5 according to the results of online audience’s voting.
2016 In 2016, the festival was included in top-5 of the National Calendar of Events (eventsinrussia.com), the project initiated by the Ministry of Culture of the Russian Federation and the Federal Agency for Tourism.
The information about the cultural and ethnic project WORLD of Siberia Festival is published on the official portal of the National Calendar under a special logo and distributed at tourist information centers, travel agencies, hotels, as well as Visit Russia offices for the purpose of the international promotion.
2017 In 2017, the WORLD of Siberia Festival was included in the RBC TV review as one of the largest summer festivals.
Denis Boyarinov, a music reviewer, recommends seven summer music festivals outside the Russian capital: from Radiohead at the aerodrome and indie rock on the Pacific coast to the ethnic festival in Shushenskoye. The reviewer points out that today Shushenskoye is not only known as the place of exile of V. Lenin, but also as the important festival site. World music stars from different countries perform at the WORLD of Siberia Festival. Besides, a trip to the festival is also a rare opportunity to participate in a traditional Russian wedding ceremony or to visit the Taimyr сhum (a tent).
In 2017, a new venue Ethnoderevnya ("ethno-village") appeared at the festival. Now dwellings of indigenous peoples of Siberia locate at the festival: the Evenki and Taimyr chums; the Khakass, Buryat and Tuva yurts (tents).
In 2017, the "MIRA" World Music Competition received applications for participation from 12 countries: Australia, Ghana, Germany, Hungary, India, Indonesia, Iran, Mexico, Mongolia, Portugal, Spain and Tanzania.
2018 In 2018, the WORLD of Siberia Festival celebrated its 15th anniversary. Many famous bands were invited to celebrate its anniversary: Pelageya, Goran Bregovich, Mgzavrebi, Morgane Ji and others.
The 16th International Festival of World Music and Crafts “WORLD of Siberia” was held under the patronage of the Commission of the Russian Federation for UNESCO. It was recognized as the best event in Russia in the field of promotion of national traditions and crafts according to Russian Event Awards.
2019 In 2019 within the Cultural Programme of the 29th Winter Universiade in Krasnoyarsk, the International Festival of World Music and Crafts "WORLD of Siberia. Winter Edition" was held.
In the pavilions of the Siberia International Exhibition and Business Center they reconstructed all venues of the summer festival. Krasnoyarsk citizens and guests of the Universiade-2019 were able to join the real atmosphere of the WORLD of Siberia Festival in the urban space and for the first time in Krasnoyarsk.
In the summer 2019, the WORLD of Siberia Festival received the patronage of UNESCO.

Your browser does not support SVG

История

2003 История «шушенского» фестиваля началась в 2003 году. Самый первый фестиваль был проведён по инициативе Андрея Катаева и туроператора «Саянское кольцо». Одноимённый фестиваль собрал в поселке Шушенское более 40 музыкальных этноколлективов и около 7 000 зрителей.
Практически впервые музыканты, продолжающие в своем творчестве культурные традиции Красноярского края, Хакасии, Тувы, Алтая, Бурятии, получили возможность так громко заявить о себе всему миру.
2004 Второй фестиваль, прошедший в 2004 году, стал уже всесибирским. В Шушенское приезжали коллективы из Омска, Томска и других областей.
С каждым годом география фестиваля расширялась, он приобрел международный статус.
В 2003-2004 году председателем жюри фестиваля был Артемий Троицкий, музыкальный журналист и продюсер.
2005 C 2005 года по настоящее время Сергей Старостин, всемирно известный мэтр русского фолка, руководит командой жюри этномузыкального конкурса фестиваля.
Сергей Старостин - русский народный и джазовый композитор и исполнитель, собиратель традиционных народных инструментов. Продюсер сериала «Мировая деревня» на телеканале «Культура». Сергей Старостин также собирает и делает традиционные музыкальные инструменты; читает лекции и дает мастер-классы по истории и теории русской нацональной культуры. Номинант премии BBC World Music Award (2003), музыкальный продюсер анимационного художественного фильма «Князь Игорь».
2006-07 В 2006 году в связи с отсутствием финансирования фестиваль не проводился, но уже в 2007 был возобновлён и приобрёл статус международного.
Впервые на фестивале лауреатам вручали этномузыкальную премию Сибири «Золотая Ирия» — всего 12 бронзовых статуэток.
2008 Юбилейный V Международный фестиваль этнической музыки в Шушенском состоялся 9-13 июля 2008 года. Свой пятый «день рождения» «Саянское кольцо» встретило уже в статусе одного из крупнейших этнофестивалей России. Учредителями проекта стали: министерство культуры Красноярского края, администрация Шушенского района и фонд «Культурное наследие Сибири».
С этого времени начался новый этап развития «Саянского кольца» — как важнейшего культурного проекта Красноярского края, не столько развлекательного, сколько обучающего, дающего возможность любому посетителю приобщиться к миру традиционной культуры в разнообразных ее проявлениях.
2009 С 2009 года фестиваль активно развивает образовательную и коммуникативную составляющую: в программу органично влились разнообразные мастер-классы и лекции, где участники и посетители могли приобрести новые знания и собственный этно-опыт – через знакомство с забытыми или традиционными ремёслами, танцы, игры, соучастие в обрядовых действах.
За время проведения фестиваля сформировались традиционные локации – «Фестивальная здравница» – для любителей здорового образа жизни, «Беседка» – место, где можно послушать увлекательные лекции приглашенных гостей, «Этнокиноклуб» – на площадке демонстрируются ярчайшие работы российских документалистов.
2010 С 2010 года учредителями фестиваля становятся министерство культуры Красноярского края и администрация Шушенского района. Седьмой международный фестиваль этномузыки «Саянское кольцо» 2010 года стал рекордным. Более ста исполнителей и 30 тысяч зрителей. Этномузыка набирает обороты – народные танцы, горловое пение, игра на исконно русских инструментах.  «Саянское кольцо» — это большая экспериментальная площадка. Исполнители пытаются совместить джаз и фольклор, горловое пение и оперные арии. На одну сцену вышли как малоизвестные фольклорные коллективы, так и мировые звёзды этнической музыки.
Главным событием фестиваля стал российско-голландский проект «Полярис». Музыкант из Перу Хорхе Америко на «Саянское кольцо» приехал специально — продемонстрировать, как европейские и русские мотивы будут звучать на перуанских народных инструментах. На альтернативной площадке одним из лучших был Марис Янсонс, исполнитель из Латвии. Неизменное кредо фестиваля — обязательный качественный живой звук всех выступлений, даже на малой сцене.
2011 С 2011 года и по сегодняшний день фестиваль проходит при поддержке Министерства культуры Российской Федерации. Знаковым в истории проекта стал 2011 год – фестиваль вышел на новый уровень не только творчества, но и организации.
Впервые фестиваль стал «безалкогольным», в соответствии со своей миссией масштабного события, пропагандирующего культуру здорового отдыха.
2012 Переломным для «шушенского» фестиваля можно назвать 2012 год. Именно в это время владелец бренда «Саянское кольцо» предложил Правительству Красноярского края выкупить права на проведение фестиваля под этим названием. Но в итоге фестиваль обретает новое имя - Международный фестиваль этнической музыки и ремесел «МИР Сибири» и начинает формировать свои традиции. Теперь главная награда фестиваля — премия «МИРА», сделанная в виде чаши-братины из бронзы на подставке из сибирского кедра, массой 5 кг.
С 2012 года коллективы и музыканты, которые не прошли конкурсный отбор и не стали официально участниками фестиваля, могли выступать на «свободной сцене». Во время фестиваля проводился «флешмоб», в котором тысячи желающих могли получить в руки уникальные перкуссионные тоновые трубки и вместе сыграть музыку под руководством опытных дирижёров. Главный приз «МИРа Сибири» получил ансамбль «Чиргилчин» из Тувы.
2014 В 2014 году главным нововведением фестиваля стала онлайн-трансляция, которую можно было смотреть на официальном сайте «МИРа Сибири». Из всего многообразия талантливых коллективов и солистов, подавших заявки на участие, были выбраны 44 номинанта на присуждение этномузыкальной премии «МИРА».
Номинанты 2014 года представляли 25 субъектов Российской Федерации и 2 страны ближнего зарубежья — Латвию и Монголию.
2015 В целях сохранения и развития народных художественных ремёсел и декоративно-прикладного искусства, в 2015 году впервые проводится конкурс на присуждение мастеровой премии «МИРА». В Конкурсе приняли участие 120 мастеров и юных талантов из 20 регионов России.
Проект постепенно зарабатывал популярность среди жителей края и авторитет в культурной сфере – получил высокую оценку Комитета по культуре Государственной Думы Российской Федерации, Федерального агентства по культуре и кинематографии России, Государственного Российского Дома народного творчества, в его поддержку выступали известные в России и за рубежом музыканты.
В 2015 году фестиваль стал обладателем престижной премии в области событийного туризма Russian Event Awards-2015, на которую претендовали 104 проекта из 36 регионов России. Международный фестиваль этнической музыки и ремесел «МИР Сибири» занял I место в номинации «Лучший проект в области популяризации народных традиций и промыслов» – самой многочисленной и сильной номинации. Еще одна победа – «МИР Сибири» вошел в топ 5 по итогам зрительского онлайн-голосования.
2016 В 2016 году фестиваль вошёл в топ лучших событий России Национального календаря («Национальный календарь событий»: eventsinrussia.com – проект, инициированный Министерством культуры РФ и Федеральным агентством по туризму).
Информация о культурно-этническом проекте «МИР Сибири» опубликована на официальном портале Национального календаря под специальным логотипом и распространена по туристско-информационным центрам, турфирмам, отелям, а также офисам Visit Russia для продвижения на зарубежном рынке.
2017 В 2017 году фестиваль «МИР Сибири» попал в обзор РБК, как один из крупнейших летних фестивалей.
Музыкальный обозреватель Денис Бояринов рекомендует семь музыкальных летних фестивалей за пределами столицы – от Radiohead на аэродроме и инди-рока на тихоокеанском побережье до этнического фестиваля в Шушенском. Он отмечает, что теперь Шушенское известно не только, как место ссылки Владимира Ленина, но и, как важная фестивальная точка. На «Мире Сибири» выступают звезды world music из разных стран. Кроме того, поездка на фестиваль – это еще и редкая возможность поучаствовать в русском свадебном обряде или посетить таймырский чум.
В 2017 году на фестивале появилась новая площадка – «Этнодеревня», на которой расположились традиционные жилища коренных народов Сибири – эвенкийский и таймырский чумы; хакасская, бурятская и тувинская юрты.
В 2017 году впервые в истории фестиваля на участие в конкурсе на присуждение этномузыкальной премии «МИРА» заявились исполнители из 12 стран мира: Австралии, Венгрии, Ганы, Германии, Индии, Индонезии, Ирана, Испании, Мексики, Монголии, Португалии и Танзании.
2018 В 2018 году «МИР Сибири» отметил очередной юбилей, фестиваль прошёл в пятнадцатый  раз.
Международный фестиваль этнической музыки и ремёсел «МИР Сибири»  прошел под эгидой Комиссии Российской Федерации по делам ЮНЕСКО, а также был признан лучшим событием в России в области популяризации народных традиций и промыслов по версии Национальной Премии в области событийного туризма «Russian Event Awards».
2019 В 2019 году в рамках культурной программы XXIX Всемирной зимней универсиады прошёл Международный фестиваль этнической музыки и ремёсел «МИР Сибири. Зима».
В павильонах МВДЦ «Сибирь» г. Красноярска были воспроизведены все площадки летнего фестиваля. Красноярцы и гости Универсиады смогли окунуться в атмосферу  «МИРа Сибири» в городском пространстве.