Звуковое мыслеизобретение «Абстрактора»
В третий день фестиваля «МИР Сибири» прошли последние выступления конкурсантов этномузыкальной премии «МИРа». В номинации «Эксперимент» победили музыканты из коллектива «Абстрактор» из Воронежской области. Сайт «Территории Культуры» пообщался с ними о развенчании мифов о фольклоре и о том, почему воронежская музыкальная сцена интереснее московской.
- Расскажите об истории группы.
Ярослав Борисов, фортепиано, вокал: Мы познакомились с Ваней в 2011 году. С Сашей играем давно, у нас был проект «55», который стал называться «Happy 55», и еще другие коллективы. «Абстрактор» возник в 2016 году. Мы выступали однажды дуэтом, и обнаружилась идейная творческая связь. В 2016 году организатор фестиваля «Джазовая Провинция» в Воронеже пригласил нас поучаствовать с новым проектом. Мы собрались в трио. На «МИРе Сибири» был наш второй концерт.
{youtube}HegsK3BYJ9I{/youtube}
- В музыке вы совмещаете фольклор и джаз?
Ярослав: Не сказал бы, что в нашей музыке есть джазовые корни. Джаз – это специфический гармонический фонизм, определенное звучание аккордов, альтерация – у нас этого нет. Это понятие применяется к нам, потому что джазовые фестивали принимают артистов совершенно разных жанров, и люди, не играющие джаз, теперь ассоциируются с джазовой музыкой. Наши корни связаны с экспериментальной музыкой и арт-роком, плюс фольклор и наше звуковое мыслеизобретение. За фольклор Ваня в ответе, если бы не его прогрессивные наработки с использованием фольклорных корней, проекта бы не было.
- Есть у вас кумиры в области фольклора?
Иван Сухарев, духовые, гусли, укулеле и вокал: Ответ очевиден – Сергей Старостин. Я самоучка в плане фольклора, и именно он стал отправной точкой. С 2011-2012 года я начал заниматься фольклором.
Ярослав: В Воронеже есть кафедра фольклористики Галины Сысоевой при академии искусств. Их записи, записи Старостина и аутентичных ансамблей старинной музыки оказали на нас влияние.
- Вы звучите как нечто экспериментальное.
Иван: Сегодня многие занимаются подобными экспериментами. Хотя слово «эксперимент» сегодня скорее можно отнести к распиливанию скрипок, к разбиванию инструментов. У нас просто музыка, с помощью которой мы пытаемся открыть в себе новые грани.
Александр Битюцких, ударные: У нас больше авторского материала, и есть скорее атмосфера народности и фольклора, а не корневые вещи.
Ярослав: Мы играем две фольклорные обработки, а в новом материале нет корневых народных песен.
Иван: У меня есть. Мы играем «Макарий» из Старостина и песню народной певицы Ольги Федосеевны Сергеевой «Жните, мои жнеи».
- Странно, что вы открыли фольклор не через воронежскую академию.
Ярослав: Сергей Николаевич уникален тем, что он еще и медийная фигура. Мы контактировали с ним, делая фестиваль «Музэнерго» в 2010 году. Я ездил на концерт Волкова, Старостина и Шилклопера. Для меня важным моментом было и попадание на выпускной спектакль студентов факультета фольклористики, когда я там учился. Богатство гармоническое и язык фольклора меня покорили. К стыду своему в 20 лет у меня фольклор ассоциировался, как у большинства, с балалайкой и частушками. Я открыл, что есть очень интересные ладовые вещи, и у меня что-то в голове переключилось.
Иван: Мы все академические музыканты. У меня за время учебы сложилось впечатление о фольклоре, что это нечто примитивное. А когда я начал знакомиться с термином, то удивился, что материал так самобытен с точки зрения композиции.
- Ваши впечатления от участия в фестивале?
Публика на «МИРе Сибири» в хорошем смысле прикормленная и не отталкивающая. Мы удивились, что нас взяли в программу, и здесь оказали потрясающий прием. Публика доброжелательная, мирная, есть перебравшие, но конфликтов нет. Организация на высшем уровне: то, как обращаются с артистами, передвижение, проживание. В целом ощущается атмосфера большого мультикультурного праздника. Некоторые исполнители вызвали такой глубины эмоции, что редко доводится испытывать.
- А что думаете о победе в конкурсе?
Лауреатство для нас – новый опыт. Я к конкурсам отношусь скептически, но тут система выстроена так, что нет чувства участия в спортивном состязании, нет нездоровой конкуренции. Я воспринимаю это как музыкальный праздник.
Полный текст интервью - «Территории Культуры»
Текст Романа Минеева